«Никогда не говори «никогда». Эта крылатая фраза как
нельзя лучше подходит к истории «романа» Константина Бескова со
«Спартаком». Если бы двадцатью, десятью, пятью, даже годом ранее кто-то
предположил, что «тренер с хореографическим даром» (так назвал его Лев
Филатов) возглавит красно-белых, его посчитали бы за полного профана в
футболе. Бесков всегда был динамовцем - даже в те годы, когда
тренировал «Торпедо» и «Локомотив», ЦСКА и «Зарю». Будучи бело-голубым,
он ездил в 45-м в Англию и забивал там пять мячей и - уже в роли
тренера - в 72-м впервые в истории наших клубов выводил «Динамо» в
финал еврокубка. А тогдашняя футбольная аксиома гласила: «Динамо» и
«Спартак» - две параллельные прямые, которые пересечься не могут ни при
каких обстоятельствах.
Была в его жизни еще и прекрасная сборная СССР,
отыгравшая 22 матча без поражений и лишь в финале чемпионата Европы-64
уступившая с минимальным счетом хозяевам-испанцам. И Бесков тут же стал
жертвой политики: на его беду тот финал посетил диктатор Франко, и
поражение в присутствии «классового врага» вызвало бессмысленный и
беспощадный гнев партийного руководства. С «оргвыводами»...
В конце 1976 года Бесков мог только вспоминать о
былых подвигах, занимая скучный административный пост в Российском
совете динамовского общества. Как позже расскажет сам тренер, он
вот-вот должен был стать начальником футбольного «Динамо».
В те же дни решалась судьба вылетевшего «Спартака» -
споткнулся ли он на мгновение или продолжит падение в пропасть? Виктор
Гришин, первый секретарь Московского горкома КПСС, был спартаковским
болельщиком. То, что происходило с любимой командой, било по его
честолюбию. Вызвав к себе братьев Старостиных, он, говорят, спросил:
«Кто может спасти «Спартак»?» И тут прозвучал шокировавший всех ответ
Андрея Старостина: единственный, кто способен вывести клуб из
глубочайшего кризиса, - Константин Бесков. Спартаковец до мозга костей
призвал на спасение динамовца. Это было революцией. Но Гришин спорить
не стал и нажал на рычаги, ведомые только людям его иерархической
ступени.
Позже Бесков откровенно скажет: из «Динамо», да еще и
в стан заклятого врага, он уходить не хотел. Но был поставлен перед
фактом министром внутренних дел: «Вы командируетесь в футбольную
команду «Спартак».
Кто мог тогда подумать, что годы 12-летней
«командировки» станут самыми счастливыми для тренера Бескова? Что
именно в «Спартаке» он впервые за свою многолетнюю карьеру футбольного
режиссера станет чемпионом страны, а потом установит новый рекорд
стабильности, девять лет подряд входя в число призеров? И, что еще
важнее, создаст команду «с иголочки» - такую же безукоризненно
стильную, каким неизменно представал на публике он сам?
Говорят, что в детстве легче всего поплыть по течению
- в футболе это означает начать болеть за того, кто чаще выигрывает.
Нынешние времена это вроде бы подтверждают: слово «Спартак», ставшее
паролем победы, знают все дети дошкольного возраста. Но был и «Спартак»
прежний, бесковский, за 12 лет ставший чемпионом лишь дважды (киевское
«Динамо» за тот же срок победило пять раз). И при этом на его
романтической футбольной эстетике взошло целое поколение болельщиков по
всей стране. Поколение тех, кому «лирик» Бесков был милее «физика»
Лобановского. Даже проигрывая.
У него не было и толики тех возможностей, какими обладали клубы ведомственные и республиканские. Но он видел, какой
должна быть его команда, и словно лазерным лучом
отыскивал по футбольным закоулкам людей, которые могли бы в нее
вписаться. Так из Костромы был приглашен 29-летний Ярцев, из Риги -
неприметный до того Шавло, из «Динамо» - не попадавший там даже в запас
Гаврилов. За три года умиравшая команда превратилась в чемпиона, на
которого не могли наглядеться миллионы людей. Из его «Спартака» могли
неожиданно уходить блестящие игроки - Ловчев и Папаев, те же Гаврилов и
Шавло, - но расставался с ветеранами суровый тренер не для того, чтобы
иссушить игру, а наоборот, чтобы придать ей новые краски.
Одних цифр и фактов для описания футбола Бескова мало. Так можно упустить главное.
Игру Бесков всегда смотрел с трибуны. Конечно, делал
он это потому, что жаждал от своих игроков чистоты линий, а сверху они,
линии, просматриваются куда четче, чем со скамейки. Но есть в этом
взгляде из зрительских (чаще, правда, журналистских) рядов символ. В
годы, когда футбол впервые пророс сорняками прагматизма, а то и
цинизма, «Спартак» Бескова подчеркнуто заиграл для зрителя. Стал
возвращать его к первородной радости не только от результата, но и от
процесса. Рассказ Рината Дасаева о том, как после разгрома «Арарата» в
86-м со счетом 4:0 (все голы были забиты в первом тайме) тренер разнес
команду в пух и прах за послабление, данное после перерыва, - лучшая
тому иллюстрация. «Мне стыдно за вас и за себя!» - воскликнул Бесков в
раздевалке.
Жаль, что в 88-м спартаковско-бесковское счастье
разрушили горечь конфликта и нелепая увольнительная формулировка: «В
связи с затянувшимся (!) пенсионным возрастом». Не так должен был
уходить из «Спартака» великий тренер Константин Бесков. Но даже это не
изменит главного: слившись воедино, они создали команду-явление,
которую будут со сладкой ностальгией вспоминать еще десятки лет.
|