Какие ассоциации рождаются у современного болельщика,
когда он слышит о «Спартаке»? Первым делом наверняка вспомнит о
красоте игры, знаменитых «кружевах», которые подразумевают ювелирную
работу с мячом, стремительные «стеночки» с забеганиями, резкие смены
векторов атак, кинжальные проникающие пасы в штрафную, хитрющие удары
из-под защитников. Но «Спартак» не всегда баловал зрителей футбольными
деликатесами. Вот авторитетное свидетельство Льва Филатова:
«Спартак» в довоенные годы отличался игрой
мужественной, волевой, в нем были подобраны люди крепкого сложения,
надежные, он мог переиграть противника, а мог и взять его измором,
силой, натиском... Его стихией была самоуверенность сильных людей,
знающих, что они свое возьмут, когда захотят.
А после войны на спартаковское пепелище стали
стекаться игроки совсем другого внешнего вида и других манер... В
гвардейские полки их бы не отобрали: ни ростом, ни разворотом плеч они
не вышли. Но все - технари. И спартаковский футбол круто переменился.
Тогда и было положено начало той игре «Спартака», которую мы знаем
сегодня.
Возможно, это произошло само собой, без какой-либо
программы. Но все-таки, думаю, к превращению приложил руку Абрам
Христофорович Дангулов, тренировавший «Спартак» пять лет, с 1949 по
1953 год».
Кто же этот человек, которого мэтр футбольной
журналистики называет одним из возможных создателей спартаковского
стиля? На заре советского спортивного движения в краснодарском «Унионе»
появился техничный левый нападающий. Завсегдатаи стадиона быстро
полюбили новичка. А как могло быть иначе, если молодой Абрам Дангулов
обнаружил прекрасное понимание игры, филигранную технику и сильнейший
удар, которого впоследствии вратари боялись, как огня. Талантливого
юношу позвали в пятигорское «Динамо», откуда он попал в сборную
Северного Кавказа. Венцом игроцкой карьеры Дангулова стало участие во
Всемирной рабочей спартакиаде в Москве.
А затем была работа в иной ипостаси - тренерской. Его
путь в «Спартак» лежал через пятигорское «Динамо», «Стахановец» и
«Шахтер» из Сталино, куйбышевские «Крылья Советов». «Перед ним
открылась редкая возможность создать команду заново, - пишет Филатов, -
ибо к приходу Дангулова не осталось никого из старых, стянулся народ
молодой, новый, вот и затеялась совсем другая игра... И мы, довоенные
болельщики, повздыхав о команде, где капитаном был Андрей Старостин,
приняли этот «Спартак». Я имею в виду образ игры. Ну а то, что было нам
особенно дорого - открытость характера, обязанность быть среди первых,
- осталось в целости и сохранности, передалось».
И еще одна цитата из Филатова: «Выходец с Северного
Кавказа, Дангулов как футболист, а потом как тренер был воспитан на
футболе южном, техничном, щеголеватом и свой вкус не мог не проявить,
став тренером возрождающегося «Спартака». Так мне, во всяком случае,
кажется».
Спартаковская база в Тарасовке превратилась в
футбольную лабораторию. Вот «мозг» красно-белых Николай Дементьев
начинает движение с мячом. В этот момент вперед в разных направлениях
бросаются четверо нападающих, каждый из которых готов принять передачу.
Дементьев оценивает ситуацию и безукоризненно выбирает наилучший
адресат. Но молодой Си-монян замешкался с ударом и... все повторяется
заново. А после занятия Дангулов подзывает того же Симо-няна в компании
с Парамоновым, Ильиным, Терентьевым, Рысцовым, Седовым, и для молодежи
учеба продолжается.
Нелегко, через труд на тренировках, досадные
поражения, критику прессы, закладывался первый камень в стиль
«Спартака», спустя годы ставший визитной карточкой команды. Наверное,
неслучайно, что первые послевоенные успехи в чемпионатах СССР связаны
с именем Дангулова. При нем, старшем тренере, красно-белые выиграли
Кубок страны-50 и бронзовые медали пер-венства-49. В чемпионской же
команде 1952 и 1953 годов, а также серебряной 54-го Абрам
Христофорович выполнял обязанности помощника Василия Соколова.
|