В семидесятые годы Михаил Булгаков был живым
символом. Его имя болельщики скандировали так же часто, как и «Же-ня
Лов-чев!». Но если с Ловчевым противники еще как-то считались - все же
лучший футболист страны, единственный некиевлянин в составе сборной, то
о Булгакове отзывались с пренебрежением, вспоминая его как мастера
театральных падений. Жаль, если Миша запомнился только этим. Не таких
слов заслуживала его игра - именно игра, которая действительно вызывала
ассоциации с театром. Потому что театр - это зрелище, и футбол в
исполнении Булгакова тоже был зрелищем. Он мог внести колорит в ход
самого скучного матча - чего стоили одни только «километровые» разбеги
при выполнении пенальти. Кстати, в команде Михаил был штатным
пенальтистом на протяжении не одного сезона.
Его и любили за особое, веселое поведение на поле.
При этом он не избегал борьбы, иначе не забивал бы таким соперникам,
как мадридский «Ат-летико» или киевское «Динамо». Константин Есенин,
комментируя выступление «Спартака» в 1973 году, писал: «Вся игра
нападения строилась в расчете на мощный удар Пискарева и резвость
Булгакова, по-спартаковски не щадившего себя. Все остальные игроки
нападения и полузащиты забили мячей в два раза меньше, чем эти двое».
В Национальной хоккейной лиге не обладающих мощным
телосложением игроков охраняют тафгаи. В футболе такое вроде бы не
принято, но за щуплого Михаила партнеры заступались. Вот что
рассказывал выпускник ФШМ Николай Игнатьев, спартаковский фанат «по
жизни»:
- Как-то мне пришлось сыграть за дубль «Локомотива» товарищеский матч с
резервистами «Спартака», за которых выступал и Булгаков. Мне дают
длинный пас на ход, бегу, задрав голову, и вдруг с кем-то сталкиваюсь.
О Боже - кумира уронил! Я про мяч забыл, скорее Мишу поднимаю, мол,
извини, я нечаянно. Вроде момент исчерпан, а потом при угловом мне
вдруг в толпе как засадят локтем - это Олег Кулаков за Булгакова
рассчитался...
Полное сходство имени и фамилии с великим писателем,
похоже, однажды навело спартаковское руководство на забавное решение. У
федерации футбола были претензии к полузащитнику по части дисциплины, и
коллектив должен был отреагировать адекватно. И в верха пошел ответ:
«Михаил Булгаков лишен подписки на собрание сочинений классиков
литературы».
Ему не довелось стать чемпионом страны, однако малые
золотые медали стали наградой за выход из первой лиги в высшую в 1977
году. Для красно-белой торсиды то поколение особенное, и отдельного
уважения заслуживали те, кто не покинул команду в трудную минуту.
Партнеры называли его «Курский соловей», подчеркивая
тем самым, откуда он пришел в «Спартак». Но, по словам Евгения Ловчева,
характеру Булгакова больше подошел бы эпитет «оголенный нерв»:
- Миша ушел из «Спартака», попал в Алма-Ату, потом в Самарканд, потом в
«Красную Пресню», уровень все ниже и ниже, а он уже привык к тому, что
болельщики скандируют его имя, что были еврокубки, олимпийская сборная,
он тогда важный мяч забил в отборочной игре югославам на выезде. Ниже
уровень - меньше заработки, начинаются всякие семейные неурядицы, а у
него все же двое детей, дочери. Когда он оказался в «Кайрате», жена с
ним в Алма-Ату не поехала, климат, что ли, был неподходящий или какая
другая причина, но Миша это тоже переживал, а потому там и не
задержался.
Перед своей трагической кончиной Булгаков уже не
играл - работал тренером на мясокомбинате. Тяжесть жизненных неудач
оказалась сильнее. И прыжок с одиннадцатого этажа показался ему
единственным выходом из положения...
Хоронили его на кладбище в Митино. У дома были
Старостины, Николай Петрович и Андрей Петрович, от команды подъехали
Юрий Гаври-лов с Валерием Гладилиным. Попрощались, а на кладбище им
ехать Николай Петрович отсоветовал. Поминки прошли на базе в Тарасовке.
Наверное, несправедливо, что среди многочисленных турниров-мемориалов
нет соревнований памяти Булгакова. Но уместнее всего было бы, чтобы имя
полузащитника почтили на футбольном поле спартаковские фанаты. Ведь
их движение родилось в ту эпоху, к которой принадлежал Михаил.
|