Советская Москва, середина 1930-х годов. Время вроде
бы смутное, глухое. Но посмотрите, кто заехал на «московский огонек»:
Андре Жид, Лион Фейхтвангер, Бернард Шоу, Герберт Уэллс... И это только
известные во всем мире писатели. А было еще и множество иностранных
специалистов, и среди них - Антонин Фивебр. Гражданин довоенной
Чехословацкой республики стал главным тренером «Спартака» в первом
чемпионате СССР, хотя с сегодняшней точки зрения его скорее можно
назвать тренером-селекционером.
Играть в футбол Антонин, или как его еще называли
Тон-да, начал в старомястской «Чехии», где его чаще видели в атаке. Как
самый яркий эпизод своей спортивной жизни Фивебр вспоминал матч «Чехии»
с пражской «Славней», в котором ему удалось забить решающий гол.
Позднее, в «Спарте», он стал центральным хавбеком.
«В «Спарту» меня перетащил функционер этого клуба
Брофт осенью 1909 года, - вспоминал Фивебр. - Переход был драматичным.
Болельщики Старо Мяста не знали жалости, я получил две пощечины, Брофта
же оплевали, а потом его еще как-то забросали тухлыми яйцами».
До 1920 года Антонин выступал в «Спарте»,
отличавшейся особым тактическим рисунком игры, основанном на точном
быстром коротком пасе. В Европе такой стиль был хорошо известен и
получил название «чешская уличка». За долгую и добрую службу в пражской
команде Фивебра одарили золотыми часами «Омега». На них было
выгравировано: «За верность вечной и железной «Спарте». Правда, часы
вытащили из кармана в пражском трамвае 11-го маршрута, что ходил мимо
родного стадиона на Летне.
В начале 20-х Фивебр переехал в Италию и провел три
сезона в «Брешии». Звезд с неба команда не хватала, и свободного
времени у играющего тренера было предостаточно. Антонин проводил его в
студии профессора Боржиньо, постигая секреты живописи. Это увлечение
Фивебр пронес через всю жизнь, и после смерти оставил целую картинную
галерею. Любовь к искусству нередко находила свое отражение и на
футбольном поле, а фраза Фивебра «Футбол требует талант с творческой
жилкой» сделалась знаменитой.
Получив в Италии хорошую школу, 12 лет отдал чешский
специалист испанским клубам «Валенсия», «Овьедо», «Эльче», «Мурсия».
Именно здесь Фивебр проявил себя и в роли хорошего организатора.
Реализации различных идей Фивебр отдавал все свое свободное время. И в
Испании, и в СССР в предвоенные годы многие массовые спортивные
мероприятия зачастую проводились не без его участия. Он был одним из
первых организаторов гимнастических, спортивных праздников, отбирал
мальчишек в юношеские команды, а в шахтерской Астурии организовал
что-то наподобие советских спартакиад.
Разносторонне развитый Фивебр, ко всему прочему, несколько раз выступил в Испании в корриде в роли тореадора.
В 1935 году Антонин перебрался в СССР, получив от
Всесоюзного комитета по физкультуре и спорту должность государственного
тренера по футболу. В течение трех лет не знал он покоя - разъезжал по
нашей стране, меняя город за городом, тренируя и консультируя многие
команды, в том числе и юношеские.
Имя Антонина Фивебра сегодня полузабыто даже в Чехии,
не говоря уже о России. А ведь именно чех послужил Льву Кассилю
прототипом при создании образа тренера команды «Гидраэра» Мартина Юнга
в знаменитой повести «Вратарь республики». И вчитываясь в знакомые
страницы, можно хорошо представить «Спартак» 30-х годов.
Сам же Фивебр, вспоминая годы, проведенные в
Советской Союзе, писал: «Это была добрая работа. В 1938 году нас даже
не хотели отпускать домой. Предлагали мне должность комиссара по
спорту. И если бы не дыхание приближающейся войны, я оставался бы в
СССР и дальше».
|